22.08.2014
Давайте рассмотрим некоторые из них более подробно.
Вместо привычных ЗАО и ОАО акционерные общества разделятся на публичные и непубличные, в связи с этим у многих акционеров возникают вполне резонные вопросы: каким образом будут продолжать деятельность открытые и закрытые акционерные общества и надо ли срочно вносить изменения в учредительные документы?
Никакой спешки с приведением учредительных документов акционерных обществ в соответствие с новыми правилами нет, это можно сделать при их первом и действительно необходимом изменении.
С 1 сентября 2014 г. разделение на закрытые и открытые акционерные общества перестанет существовать. По новым правилам акционерные (и иные хозяйственные) общества будут подразделяться на публичные и непубличные.
Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является пуб¬личным (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014).
Итак, законодатель установил следующие основные признаки публичных АО:
• свободная продажа акций;
• указание в наименовании на признак публичности.
Публичные АО обязаны представлять для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что такие общества являются пуб¬личными (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Функции реестродержателя и счетной комиссии публичного АО может осуществлять только независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Состав коллегиального органа управления в пуб¬личном АО не может составлять менее пяти членов.
Акционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признается непуб¬личным. При этом приобретение непубличным обществом статуса публичного делает недействительными положения его устава, противоречащие правилам о публичном АО.
В Законе № 99-ФЗ предусмотрен переходный период для адаптации новых правил корпоративной игры.
Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу поправок и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от указания в их фирменном на-именовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, открытые акционерные общества, чьи акции обращаются на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. будут признаваться публичными акционерными обществами.
С этой же даты такая организационно-правовая форма, как ЗАО, исчезнет из корпоративного законодательства. Однако те ЗАО, которые зарегистрированы до 1 сентября, продолжат действовать по-прежнему. По общим правилам к таким компаниям с 1 сентяб¬ря 2014 г. применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах. Между тем к ЗАО будут применяться нормы Закона об АО, касающиеся закрытых акционерных обществ, впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, ЗАО, которым нет необходимости вносить изменения в свои учредительные документы, продолжат жить по правилам, установленным Законом об АО для закрытых акционерных обществ.
Еще раз отметим, что Закон № 99-ФЗ не обязывает АО срочно вносить изменения в учредительные документы. Перерегистрировать ОАО и ЗАО в связи с вступлением в силу новых положений ГК РФ не требуется (п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
Между тем акционерное общество может привести документы в соответствие с новыми нормами ГК РФ и зарегистрировать их. В этом случае государственная пошлина за регистрацию изменений не взимается (п. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
Внешние реестродержатели станут обязательными для всех акционерных обществ
Стоит также обратить внимание на обязанность ЗАО, которые были держателями реестра акционеров и вели его самостоятельно, с 1 октября 2014 г. передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг) в соответствии с п. 2 ст. 149 ГК РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ).
В настоящее время держателем реестра акционеров общества может быть само АО или регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО). В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор. В ЗАО количество акционеров не превышает 50, соответственно, ЗАО вправе самостоятельно вести реестр акционеров, но с 1 октября 2014 г. это правило перестанет действовать.
Обязанность передачи ведения реестра внешнему регистратору значительно уменьшает привлекательность выбора в качестве организационно-правовой формы закрытого акционерного общества (или с 1 сентября 2014 г. — непубличного акционерного общества).
За ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитентом вопреки установленному законом запрету предусмотрены довольно внушительные административные штрафы. Так, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалифицировано на срок от одного до двух лет. Размер штрафа для организации составит от 700 000 до 1 000 000 руб. (п. 2 ст. 15.22 КоАП РФ).
Так же стоить отметить еще ряд достаточно важных изменений:
• некоммерческие организации могут создаваться только в тех формах, которые перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ
Теперь в Гражданском кодексе закреплен полный перечь некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК РФ). потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
• Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости
Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимых вещей (помещений в здании, в том числе многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). По существу товарищество собственников недвижимости будет общим институтом, включающим, в частности, товарищества собственников жилья (разд. VI Жилищного кодекса РФ) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, деятельность которых урегулирована Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
• Определено значение членства в СРО
До принятия Закона N 99-ФЗ право осуществлять определенные виды деятельности только при соблюдении условия о членстве в саморегулируемой организации (СРО) было предусмотрено отдельными федеральными законами. В ГК РФ такие нормы отсутствовали, в нем была установлена лишь обязательность наличия лицензии в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Теперь эта норма дополнена, в ней указано, в частности, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в СРО, возникает с момента вступления в данную организацию (п. 3 ст. 49 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
• Введена возможность смешанной реорганизации, а также одновременной реорганизации нескольких юр. лиц
Статья 57 ГК РФ дополнена новыми видами реорганизации комплексного характера, в частности, смешанной реорганизацией, которая ранее была предусмотрена исключительно для акционерных обществ.
Помимо этого, появится возможность реорганизации одновременно двух и более юр. лиц, в том числе имеющих различную организационно-правовую форму. Однако на такую реорганизацию установлены некоторые ограничения. Например, реорганизация с участием двух и более юр. лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам, допускается, если согласно ГК РФ или закону разрешено преобразование юр. лица одной формы в юр. лицо другой формы (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Иные ограничения на реорганизацию юр. лиц могут быть определены в законе (абз. 4 п. 1 ст. 57 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
• Изменено регулирование прав кредиторов реорганизуемого юр. лица
В Законе N 99-ФЗ подробно урегулированы вопросы предоставления гарантий кредиторам реорганизуемого юр. лица (ст. 60 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Установлена солидарная ответственность вновь созданного юр. лица по долгам реорганизованного юр. лица в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов и обязательств, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов (п. 5 ст. 60 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Эта норма вызвала возражения со стороны предпринимателей (п. 11 Замечаний РСПП). Они указали на расплывчатость формулировок, которая может породить неопределенность в применении данных положений. Однако законодатель, по всей видимости, посчитал опасения предпринимателей необоснованными и не поддержал их предложения.
• Предусмотрена возможность признать решение о реорганизации юр. лица недействительным или реорганизацию корпорации несостоявшейся
Последствия признания недействительным решения о реорганизации юр. лица и несостоявшейся реорганизации корпорации вводятся в специальных нормах (ст. 60.1 и 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Решение о реорганизации юр. лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юр. лица, а также иных лиц, если данное право предоставлено им законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Предъявить указанное требование в суд можно в течение трех месяцев после внесения в ЕГЮРЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не предусмотрен законом.
Если суд признает решение о реорганизации юр. лица недействительным, то это не повлечет ликвидации вновь образованных юр. лиц. Также не признаются недействительными сделки, заключенные данными юр. лицами (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
В случае признания решения о реорганизации юр. лица недействительным у участника реорганизованного юр. лица, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в голосовании, а также у кредиторов реорганизованного юр. лица появится право потребовать возмещения убытков. Возместить убытки обязаны лица, которые недобросовестно способствовали принятию решения о реорганизации. Они, а также юр. лица, образованные в результате признанной недействительной реорганизации, отвечают перед участниками и кредиторами реорганизованного лица солидарно (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Совершенно иные последствия возникают в случае признания реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):
- восстанавливаются юр. лица, существовавшие до реорганизации, и одновременно прекращается существование созданных в результате реорганизации юр. лиц, о чем делается запись в ЕГРЮЛ;
- сделки новообразованных юр. лиц с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юр. лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
- переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, за исключением случая, когда права и обязанности переходят в пользу созданного юр. лица от должников, добросовестно полагавшихся на правопреемство на стороне кредитора;
- доли в уставном капитале ранее существовавшего юр. лица сохраняются за участниками в том же размере, что и до реорганизации, а при смене участников юр. лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.
Следует отметить, что реорганизация корпорации может быть признана несостоявшейся только судом по требованию участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации или не принимавшего участия в голосовании по этому вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Потребовать признать реорганизацию несостоявшейся можно в двух случаях:
- если решение о реорганизации корпорации ее участники не принимали;
- если для госрегистрации юр. лиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы с заведомо недостоверными данными о реорганизации.
• Уточнены основания ликвидации организации в судебном и внесудебном порядке
Юр. лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):
- признания госрегистрации юр. лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), при несоблюдении условия об обязательном членстве в СРО или при отсутствии необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО;
- осуществления деятельности, запрещенной законом;
- осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям;
- невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности юр.лица становится невозможным или существенно затрудняется;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Во внесудебном порядке юр.лицо может быть ликвидировано по решению его участников либо органа, уполномоченного уставом (п. 2 ст. 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
• Установлена норма об исключении из государственного реестра недействующего юр. лица
Согласно Закону N 99-ФЗ фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) признается юр.лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юр. лицо исключается из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные для ликвидации организаций (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения в Гражданском кодексе РФ
С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения в Гражданском кодексе РФ которые отменяют организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ.Давайте рассмотрим некоторые из них более подробно.
Вместо привычных ЗАО и ОАО акционерные общества разделятся на публичные и непубличные, в связи с этим у многих акционеров возникают вполне резонные вопросы: каким образом будут продолжать деятельность открытые и закрытые акционерные общества и надо ли срочно вносить изменения в учредительные документы?
Никакой спешки с приведением учредительных документов акционерных обществ в соответствие с новыми правилами нет, это можно сделать при их первом и действительно необходимом изменении.
С 1 сентября 2014 г. разделение на закрытые и открытые акционерные общества перестанет существовать. По новым правилам акционерные (и иные хозяйственные) общества будут подразделяться на публичные и непубличные.
Публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является пуб¬личным (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014).
Итак, законодатель установил следующие основные признаки публичных АО:
• свободная продажа акций;
• указание в наименовании на признак публичности.
Публичные АО обязаны представлять для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что такие общества являются пуб¬личными (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Функции реестродержателя и счетной комиссии публичного АО может осуществлять только независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ в редакции от 01.09.2014). Состав коллегиального органа управления в пуб¬личном АО не может составлять менее пяти членов.
Акционерное общество, которое не отвечает перечисленным признакам, признается непуб¬личным. При этом приобретение непубличным обществом статуса публичного делает недействительными положения его устава, противоречащие правилам о публичном АО.
В Законе № 99-ФЗ предусмотрен переходный период для адаптации новых правил корпоративной игры.
Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу поправок и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются таковыми вне зависимости от указания в их фирменном на-именовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, открытые акционерные общества, чьи акции обращаются на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. будут признаваться публичными акционерными обществами.
С этой же даты такая организационно-правовая форма, как ЗАО, исчезнет из корпоративного законодательства. Однако те ЗАО, которые зарегистрированы до 1 сентября, продолжат действовать по-прежнему. По общим правилам к таким компаниям с 1 сентяб¬ря 2014 г. применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах. Между тем к ЗАО будут применяться нормы Закона об АО, касающиеся закрытых акционерных обществ, впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Таким образом, ЗАО, которым нет необходимости вносить изменения в свои учредительные документы, продолжат жить по правилам, установленным Законом об АО для закрытых акционерных обществ.
Еще раз отметим, что Закон № 99-ФЗ не обязывает АО срочно вносить изменения в учредительные документы. Перерегистрировать ОАО и ЗАО в связи с вступлением в силу новых положений ГК РФ не требуется (п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
Между тем акционерное общество может привести документы в соответствие с новыми нормами ГК РФ и зарегистрировать их. В этом случае государственная пошлина за регистрацию изменений не взимается (п. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).
Внешние реестродержатели станут обязательными для всех акционерных обществ
Стоит также обратить внимание на обязанность ЗАО, которые были держателями реестра акционеров и вели его самостоятельно, с 1 октября 2014 г. передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг) в соответствии с п. 2 ст. 149 ГК РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ).
В настоящее время держателем реестра акционеров общества может быть само АО или регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО). В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор. В ЗАО количество акционеров не превышает 50, соответственно, ЗАО вправе самостоятельно вести реестр акционеров, но с 1 октября 2014 г. это правило перестанет действовать.
Обязанность передачи ведения реестра внешнему регистратору значительно уменьшает привлекательность выбора в качестве организационно-правовой формы закрытого акционерного общества (или с 1 сентября 2014 г. — непубличного акционерного общества).
За ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитентом вопреки установленному законом запрету предусмотрены довольно внушительные административные штрафы. Так, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалифицировано на срок от одного до двух лет. Размер штрафа для организации составит от 700 000 до 1 000 000 руб. (п. 2 ст. 15.22 КоАП РФ).
Так же стоить отметить еще ряд достаточно важных изменений:
• некоммерческие организации могут создаваться только в тех формах, которые перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ
Теперь в Гражданском кодексе закреплен полный перечь некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК РФ). потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
• Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости
Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимых вещей (помещений в здании, в том числе многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). По существу товарищество собственников недвижимости будет общим институтом, включающим, в частности, товарищества собственников жилья (разд. VI Жилищного кодекса РФ) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, деятельность которых урегулирована Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
• Определено значение членства в СРО
До принятия Закона N 99-ФЗ право осуществлять определенные виды деятельности только при соблюдении условия о членстве в саморегулируемой организации (СРО) было предусмотрено отдельными федеральными законами. В ГК РФ такие нормы отсутствовали, в нем была установлена лишь обязательность наличия лицензии в случаях, предусмотренных законом (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Теперь эта норма дополнена, в ней указано, в частности, что право осуществлять деятельность, для ведения которой необходимо состоять в СРО, возникает с момента вступления в данную организацию (п. 3 ст. 49 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
• Введена возможность смешанной реорганизации, а также одновременной реорганизации нескольких юр. лиц
Статья 57 ГК РФ дополнена новыми видами реорганизации комплексного характера, в частности, смешанной реорганизацией, которая ранее была предусмотрена исключительно для акционерных обществ.
Помимо этого, появится возможность реорганизации одновременно двух и более юр. лиц, в том числе имеющих различную организационно-правовую форму. Однако на такую реорганизацию установлены некоторые ограничения. Например, реорганизация с участием двух и более юр. лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам, допускается, если согласно ГК РФ или закону разрешено преобразование юр. лица одной формы в юр. лицо другой формы (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Иные ограничения на реорганизацию юр. лиц могут быть определены в законе (абз. 4 п. 1 ст. 57 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
• Изменено регулирование прав кредиторов реорганизуемого юр. лица
В Законе N 99-ФЗ подробно урегулированы вопросы предоставления гарантий кредиторам реорганизуемого юр. лица (ст. 60 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Установлена солидарная ответственность вновь созданного юр. лица по долгам реорганизованного юр. лица в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов и обязательств, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов (п. 5 ст. 60 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Эта норма вызвала возражения со стороны предпринимателей (п. 11 Замечаний РСПП). Они указали на расплывчатость формулировок, которая может породить неопределенность в применении данных положений. Однако законодатель, по всей видимости, посчитал опасения предпринимателей необоснованными и не поддержал их предложения.
• Предусмотрена возможность признать решение о реорганизации юр. лица недействительным или реорганизацию корпорации несостоявшейся
Последствия признания недействительным решения о реорганизации юр. лица и несостоявшейся реорганизации корпорации вводятся в специальных нормах (ст. 60.1 и 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Решение о реорганизации юр. лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юр. лица, а также иных лиц, если данное право предоставлено им законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Предъявить указанное требование в суд можно в течение трех месяцев после внесения в ЕГЮРЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не предусмотрен законом.
Если суд признает решение о реорганизации юр. лица недействительным, то это не повлечет ликвидации вновь образованных юр. лиц. Также не признаются недействительными сделки, заключенные данными юр. лицами (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
В случае признания решения о реорганизации юр. лица недействительным у участника реорганизованного юр. лица, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в голосовании, а также у кредиторов реорганизованного юр. лица появится право потребовать возмещения убытков. Возместить убытки обязаны лица, которые недобросовестно способствовали принятию решения о реорганизации. Они, а также юр. лица, образованные в результате признанной недействительной реорганизации, отвечают перед участниками и кредиторами реорганизованного лица солидарно (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Совершенно иные последствия возникают в случае признания реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):
- восстанавливаются юр. лица, существовавшие до реорганизации, и одновременно прекращается существование созданных в результате реорганизации юр. лиц, о чем делается запись в ЕГРЮЛ;
- сделки новообразованных юр. лиц с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юр. лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
- переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, за исключением случая, когда права и обязанности переходят в пользу созданного юр. лица от должников, добросовестно полагавшихся на правопреемство на стороне кредитора;
- доли в уставном капитале ранее существовавшего юр. лица сохраняются за участниками в том же размере, что и до реорганизации, а при смене участников юр. лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.
Следует отметить, что реорганизация корпорации может быть признана несостоявшейся только судом по требованию участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации или не принимавшего участия в голосовании по этому вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Потребовать признать реорганизацию несостоявшейся можно в двух случаях:
- если решение о реорганизации корпорации ее участники не принимали;
- если для госрегистрации юр. лиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы с заведомо недостоверными данными о реорганизации.
• Уточнены основания ликвидации организации в судебном и внесудебном порядке
Юр. лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):
- признания госрегистрации юр. лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), при несоблюдении условия об обязательном членстве в СРО или при отсутствии необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО;
- осуществления деятельности, запрещенной законом;
- осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям;
- невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности юр.лица становится невозможным или существенно затрудняется;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Во внесудебном порядке юр.лицо может быть ликвидировано по решению его участников либо органа, уполномоченного уставом (п. 2 ст. 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
• Установлена норма об исключении из государственного реестра недействующего юр. лица
Согласно Закону N 99-ФЗ фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) признается юр.лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юр. лицо исключается из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные для ликвидации организаций (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).